Памятная дата




Наша группа в Facebook

Наша группа в Одноклассниках

Наша группа в ВКонтакте


Наш аккаунт в Twitter

Наш аккаунт в Instagram

Наш канал на  Youtube



Конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире»
Виртуальный тур "ЕСЕНИНСКИЙ КРАЙ"
Торгово-выставочный центр
Гостевой дом
Чайная
2020-Год памяти и славы
Национальный проект «Культура»
Культура. Гранты России Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства
Форум и фестиваль древних городов в Рязани
Оценка удовлетворенности населения услугами в сфере культуры



Приемная

Тел. 8(4912)55-03-06;
Факс 8(4912)55-03-07

Заказ экскурсий
8(49137) 33-2-57;
8-910-566-64-97

Электронная почта: info@museum-esenin.ru

Памятная дата

Осоргин Михаил Андреевич (наст. фам. Ильин)

19.09.1878-27.11.1942

70 лет со дня смерти.

 

Прозаик, мемуарист, критик, переводчик. Родился в Перми. После окончания Пермской гимназии поступил на юридический факультет Московского университета. Занимался адвокатской практикой. Печатался с 1895 года в пермской газете. За участие в волнениях 1905 года был арестован и выслан под негласный надзор в Пермь. Нелегально эмигрировал в Италию, затем во Францию, где продолжал публиковаться. В 1916 возвратился  в Петроград, а затем переехал в Москву.

Писатель Б. Зайцев о своём знакомом написал: «Очень русский человек, очень интеллигент русский – в хорошем смысле, очень с устремлениями влево, но без малейшей грубости,  жестокости позднейшей левизны русской. Человек мягкой и тонкой души».

Осоргин был знаком с С. Есениным, встречался с ним, следил за его творчеством, неоднократно писал в статьях о стихах поэта.

В 1922 году М. Осоргина с группой русских интеллигентов выслали из России. По его словам, «вне России никогда не ощущал себя дома». С того времени, имея советское подданство, жил и работал во Франции.

Встречался с Есениным в Доме искусств в Берлине, об этом написал в воспоминаниях Р. Гуль.

Михаил Андреевич Осоргин высоко оценил «Москву кабацкую». В статье «Путешествующие в прекрасном» он писал, что в имажинизме происходят существенные изменения. Выделяя три стихотворения Есенина из этого цикла, критик утверждал, что именно в них явилась «наличность этого нового и святого для нашей литературы порыва», а сами стихи охарактеризовал как «поразительные по внутренней красоте».

Узнав  о  смерти Сергея Есенина, в парижской газете «Последние новости»  М. Осоргин написал: «…Если Есенин ушёл из жизни, значит, она утратила для него силу страстного притяжения, какую имела прежде, значит, он исчерпал для себя её радости и её огорчения. Пусто стало – и он ушёл, и никто ему не судья, как никто не мог быть советчиком. Умер он молодым, слишком молодым, слишком, но от жизни он успел взять всё, что мог, хотел и был способен…».  Высказывая свою оценку о поэтическом даровании Есенина, считал, что «стихи же его последних двух лет, не все, но многие, большинство, волновали таким высоким волнением, какого давно уже нам не дают переживать нам другие поэты».

«Каким он был поэтом – про то напишут поэты и критики поэзии, - писал М. Осоргин. – Для меня же Есенин был – среди живых и творящих – самым большим и чистым, подлинным, настоящим русским поэтом его поколения. Вероятно, на поэте лежит много обязанностей: воспитывать нашу душу, отражать эпоху, бесить, восторгать – в зависимости от вкуса. Но равнодушным она могла оставить только безнадежно равнодушного и невосприимчивого человека».

Свое мнение о значении поэзии С. Есенина критик не изменил до конца своей жизни. «Пусть Пастернак создал или создает новую школу поэзии, - писал М. Осоргин, - пусть Ходасевич «привил классическую розу к советскому дичку», им и прочим почет и уважение, - но на простых и чутких струнах сердца умел играть только С. Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше».

В годы второй мировой войны Михаил Андреевич Осоргин занял патриотическую позицию, подвергался преследованиям нацистов.

 
© Государственный музей-заповедник С.А. Есенина, 2005-2020.
Все права защищены.
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Музеи России
0+