Памятная дата




Наш канал в Telegram

Наша группа в Одноклассниках

Наша группа в ВКонтакте




Наш канал на  Youtube






«Пушкинская карта»
Конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире»
Виртуальный тур "ЕСЕНИНСКИЙ КРАЙ"
Торгово-выставочный центр
Гостевой дом
Чайная
Интерактивная карта учреждений культуры Рязанской области
Национальный проект «Культура»

Форум и фестиваль древних городов в Рязани
Оценка удовлетворенности населения услугами в сфере культуры



Приемная
Тел. 8 (4912) 55-03-06;
Факс 8 (4912) 55-03-07


Заказ экскурсий
8 (49137) 33-2-57;
8-910-566-64-97

Электронная почта:
gmz.esenina@ryazangov.ru

Памятная дата

Наппельбаум Моисей Соломонович

26.12.1869-13.06.1958

 

Фотограф, мастер студийного фотопортрета, в мастерской которого было сделано несколько фотографий С.А. Есенина.

Дочь фотохудожника Ида Наппельбаум в своих воспоминаниях «В те двадцатые…» описала одну из съёмок групповой фотографии 1924 года:
«В послереволюционные годы в Петрограде, в студии художника
М.С. Наппельбаума, расположенной на шестом этаже большого серого дома на Невском проспекте возле Литейного, собирались «Литературные понедельники».

Однажды появился проездом из Москвы Сергей Есенин. С ним приехал молодой московский поэт Иван Приблудный. Есенина привели его друзья, молодые ленинградские поэты-«имажинисты», как они себя называли…

В тот день Есенин был спокоен, сдержан, никак не хотел выделяться из общего хода вечера. Мне захотелось запечатлеть всю эту группу поэтов, и я повела их в стеклянный павильон, где в одной стороне, отделённой серыми сукнами, проводилась съёмка.

Когда я сняла уже одну композицию и рассадила группу вторично неожиданно появился мой отец. В тот период он только наезжал в Петроград, а жил в Москве…

Застав меня за работой, он сразу подошёл и буквально несколькими штрихами – изменив наклон головы, положение трости в руках Есенина – придал композиции равновесие и живописность…».

М.С. Наппельбаум тоже оставил свои воспоминания: «В тот же день я сфотографировал Есенина в группе с сопровождавшими его молодыми поэтами.

Здесь он уже совсем другой – с открытыми глазами, с завитками светлых волос у лба, в крахмальной белой манишке с узким чёрным галстуком-бабочкой, с изящной слоновой ручкой тросточки, которая косо легла на тёмном рукаве его костюма».

В тот же день было сделано ещё две фотографии. О подробностях съёмки рассказала дочь М.С. Наппельбаума: «Затем он <отец> предложил Есенину сделать его отдельный портрет. Тот успел уже надеть шубу, не захотел её снимать, а отец и не настаивал: так и снял поэта в этой шубе у портьеры, с папиросой в руке. На второй фотографии Есенин рассеяно-задумчив, кажется, что он весь погружён в себя».

В своей книге «От ремесла к искусству: Искусство портрета» (1958) автор (М.С. Наппельбаум) писал об этом снимке: «Я не стал искать «красивости», я постарался сохранить правду в портрете: несколько отёкшее лицо, понурый взгляд, поникшая голова, увядающий сноп волос. Поэт держит в бессильно опущенной руке погасшую папиросу. Он даже забыл о ней. Лицо повёрнуто в три четверти к зрителю, вырисовывается только профиль, густая тень скрывает вторую щёку.

Есенин задумался, оторвался от окружающих. На плечи небрежно накинута шуба с меховым воротником. Тяжесть шубы придаёт монументальность фигуре Есенина. Я стремился уловить многогранность есенинской психологии: присущий ему вызов, немного детскую обидчивость, внутреннее упорство, тонкую лиричность…

Фигура стоящего Есенина вырисовывается четко, благодаря акварельным мазкам, которые я набросал на фоне.

Будто бы на стене поблёскивают рамки от картины; далёкий свет при приглушенном фоне не мешает лицу…».

М. Наппельбаум узнал о смерти Есенина от своего зятя М.А. Фромана, руководителя петроградского отделения Союза поэтов, и утром 28 декабря 1925 года оказался в гостинице «Англетер», сделал фотоснимки номера гостиницы и безжизненного тела поэта.

 
© Государственный музей-заповедник С.А. Есенина, 2005-2021.
Все права защищены.
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Музеи России
0+