Музей поэмы "Анна Снегина"

 

 

 

Наша группа в Facebook Наша группа в Одноклассниках Наша группа в ВКонтакте
Наш аккаунт в Twitter Наш аккаунт в Instagram Наш канал на  Youtube

 

 

«Пушкинская карта»
Конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» Виртуальный тур "ЕСЕНИНСКИЙ КРАЙ"
Торгово-выставочный центр Гостевой дом
Чайная
Интерактивная карта учреждений культуры Рязанской области
2020-Год памяти и славы
Национальный проект «Культура»
Форум и фестиваль древних городов в Рязани
Оценка удовлетворенности населения услугами в сфере культуры

 

 

Приемная
Тел. 8 (4912) 55-03-06;
Факс 8 (4912) 55-03-07

 

Заказ экскурсий
8 (49137) 33-2-57;
8-910-566-64-97

Электронная почта:
info@museum-esenin.ru

Музей поэмы "Анна Снегина"

Рядом с церковью Казанской иконы Божией Матери располагается усадьба последней константиновской помещицы Лидии Ивановны Кашиной. С хозяйкой усадьбы Сергей Есенин познакомился летом 1916 года. В это время он был уже автором своего первого поэтического сборника «Радуница». В гостях у Л. Кашиной С. Есенин бывал не раз и посвятил ей одно из своих стихотворений – «Зеленая прическа». После революции загородный дом последней константиновской помещицы использовали под нужды села, а в октябре 1969 года в нем была открыта литературная экспозиция. К 100-летию со дня рождения поэта, в 1995 году, в здании разместился музей поэмы «Анна Снегина», в которой воплотились и образ «дома с мезонином», и образ его хозяйки.

В экспозиции цокольного этажа можно увидеть предметы быта, использовавшиеся в хозяйстве, узнать об особенностях жизни и обязанностях прислуги. Воссозданная на первом этаже обстановка переносит посетителей в то время, когда в доме бывал Сергей Есенин. Экспозиция рассказывает нам о жизни семьи Кашиной и ее гостях, односельчанах поэта. Рукописи, фотографии, предметы быта помогают провести параллели между обитателями дома и героями поэмы, повествуют о жизни константиновцев в годы революции. Среди экспонатов миниатюрный комод, шкатулка, зеркало и другие предметы, принадлежавшие Лидии Кашиной. Автографы поэмы Сергея Есенина «Анна Снегина» сопровождают посетителей музея почти в каждом зале. По ним можно проследить отношение поэта к Первой мировой войне и революции, настроение жителей села в «суровые, грозные годы», взаимоотношения героев. В экспозиции представлен первый сборник стихов Сергея Есенина «Радуница», подаренный автором хозяйке дома, личные вещи поэта: чернильница, карандаш, пресс-папье, пепельница, металлическая оправа для блокнота и другие предметы.

В мезонине воссоздана детская комната, проводятся временные выставки из фондов музея-заповедника.

 

Усадьба Л.И. Кашиной

Каретный двор

Одной из построек на усадьбе Лидии Ивановны Кашиной был Каретный двор, в котором располагались конюшня, сараи, погреб и коровник, крытый железом. Корпус размером 64 на 16 аршин был вытянут с севера на юг и служил внутренней границей хозяйственного двора. Внешний облик строения запечатлен на диапозитивах из семьи Кулаковых-Хлудовых, переданных в фонды Государственного музея-заповедника С.А. Есенина в 2019 году. Благодаря полученной информации каменное здание удалось воссоздать в 2020 году с абсолютной точностью, включая цвет стен, размеры оконных и дверных проемов.

Сегодня Каретный двор действует как экспозиционное пространство, в котором размещаются временные выставки. В настоящее время здесь представлена масштабная экспозиция «Товарищи по чувствам, по перу… (Сергей Есенин и поэты Серебряного века)».

В экспозиции представлены мемориальные вещи литераторов конца XIX — начала XX века, стихотворения о России, показан образ Петрограда военного времени и круг общения С.А. Есенина.

На выставке можно увидеть экспонаты, связанные с жизнью и творчеством Сергея Есенина и поэтов Серебряного века, оказавших влияние на художественный мир рязанского лирика. Среди них А.А. Блок, один из крупнейших представителей символизма в русской литературе. В витрине представлены фотографии поэта, книги, напечатанные в различных издательствах, прижизненная публикация в газете «Речь». Экспонируются письма Александра Александровича к молодому Есенину, номера газеты «Биржевые ведомости» с совместными публикациями, альманах «Скифы».

Один из разделов экспозиции, посвященный выступлениям С.А. Есенина на литературных вечерах, включает фотографии З.Н. Гиппиус и Д.С. Мережковского, первую рецензию на творчество Есенина «Земля и камень» в журнале «Голос жизни», опубликованную поэтессой под псевдонимом Роман Аренский.

Вниманию гостей представлены прижизненные издания Сергея Городецкого «Ярь», «Четырнадцатый год», фотографии разных лет, мундштук поэта, этюды, которые он написал в 1911 году, а также книги С.А. Есенина с дарственными надписями Сергею Митрофановичу.

Особый интерес вызывают рукописи, сборники стихотворений, совместные снимки певцов России (А.В. Ширяевца, П.А. Радимова, П.В. Орешина, С.А. Клычкова и А.А. Ганина), предметы крестьянского быта, получившие поэтическое осмысление в творчестве литераторов.

Посетители могут познакомиться с предметами, олицетворяющими направление «футуризм». Ведущей фигурой данного литературного течения был Владимир Маяковский, личные вещи которого позволят представить образ поэта.

Интересны экспонаты, повествующие о событиях и местах, объединяющих представителей Серебряного века, живописные и графические полотна городских пейзажей Петербурга, портреты известных лириков, а также картины, отражающие поэтические образы мастеров художественного слова.

Экспозиция подготовлена при участии Государственного музея истории российской литературы им. В.И. Даля, Государственного мемориального музея-заповедника Д.И. Менделеева и А.А. Блока, Государственного музея В.В.Маяковского, Дома-музея Марины Цветаевой, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Государственного литературно-мемориального музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.

 

Оранжерея

В 2020 году на территории усадьбы Л.И. Кашиной восстановлена оранжерея. Она была обозначена на схеме, составленной в 1971 году по воспоминаниям соседей последней константиновской помещицы – Минаковых. На чертеже здание располагалось в северо-восточном углу хозяйственного двора.

По многочисленным документам и архивным свидетельствам известно, что оранжерейное хозяйство занимало значительное место в жизни помещичьих и дворянских усадеб. Лидия Ивановна Кашина очень любила цветы, нередко сама ухаживала за ними. Хозяйка приезжала в Константиново каждое лето со всеми чадами и домочадцами, привозила садовника, который засадил цветами все дорожки в усадьбе и следил за растениями в оранжерее.

На протяжении нескольких месяцев Государственный музей-заповедник С.А. Есенина с радостью принимал в дар необычные для нашей местности агрокультуры. Таким образом, многие рязанцы приняли участие в восстановлении декоративного уголка на территории усадьбы Лидии Ивановны Кашиной. Сегодня в оранжерее посетителей приятно удивляют экзотические растения, которые выращивали в начале XX века хозяева усадьбы: апельсины, оливки, инжир, гранат, лимоны, ананас, мандарины и другие плодовые и декоративные растения.

Амбар

Неотъемлемой частью каждого крестьянского или помещичьего хозяйства являлся амбар, который использовали для хранения зерна, съестных припасов, имущества, промыслового инвентаря. Не случайно народная пословица гласила: «Каково в амбаре, таково и в кармане». Хозяйственная постройка надежно уберегала полученный урожай от порчи, огня и хищения.

В 2020 году на усадьбе Л.И. Кашиной был восстановлен амбар. В нем создана экспозиция, рассказывающая о богатой истории села Константиново, насчитывающей более 400 лет. Представлены исторические документы, фотографии, воспоминания местных жителей, отражающие информацию о первых владельцах села и имения, о революционных событиях на родине Сергея Есенина, а также о жизни в Константинове в советское время.

Баня

Практически в каждой дворянской или помещичьей усадьбе была баня, мытье в которой считалось старинным русским развлечением и целым искусством. Баня находилась на достаточном расстоянии от жилых помещений, чтобы не случилось пожара.

На усадьбе последней помещицы села Константиново Лидии Ивановны Кашиной тоже располагалась баня. Согласно архивным изысканиям, к ней вела одна из липовых аллей, обсаженная сиренью, выходившая на северную оконечность фруктового сада и далее тянувшаяся в направлении «Стрелки», естественной видовой площадки.

В 2020 году на высоком правом берегу Оки было воссоздано ранее утраченное деревянное здание бани. В настоящее время вместе с утварью здесь представлена фотовыставка Сергея Ивановича Новикова «Синь, упавшая в реку…».

 
© Государственный музей-заповедник С.А. Есенина, 2005-2021.
Все права защищены.
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Музеи России
0+