Предисловие




Наш канал в Telegram

Наша группа в Одноклассниках

Наша группа в ВКонтакте




Наш канал на  Youtube






«Пушкинская карта»
Конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире»
Виртуальный тур "ЕСЕНИНСКИЙ КРАЙ"
Торгово-выставочный центр
Чайная
Интерактивная карта учреждений культуры Рязанской области
Национальный проект «Культура»

Форум и фестиваль древних городов в Рязани
Оценка удовлетворенности населения услугами в сфере культуры



Приемная
Тел. 8 (4912) 55-03-06;
Факс 8 (4912) 55-03-07


Заказ экскурсий
8 (49137) 33-2-57;
8-910-566-64-97

Электронная почта:
gmz.esenina@ryazan.gov.ru

Предисловие

В этом томе собрано почти все, за малым исключением, что написано мной с 1912 года. Большие вещи: «Страна негодяев», «Пугачев» и др. отходят во 2-й том.

Все творчество мое есть плод моих индивидуальных чувств и умонастроений. Мне не нужно было бы и писать предисловия, так как всякий читатель поймет это по прочтении всех моих стихов, но некоторые этапы требуют пояснения.

Самый щекотливый этап — это моя религиозность, которая очень отчетливо отразилась на моих ранних произведениях.

Этот этап я не считаю творчески мне принадлежащим. Он есть условие моего воспитания и той среды, где я вращался в первую пору моей литературной деятельности.

На ранних стихах моих сказалось весьма сильное влияние моего деда. Он с трех лет вдалбливал мне в голову старую патриархальную церковную культуру. Отроком меня таскала по всем российским монастырям бабка.

Литературная среда 13-14-15 годов, в которой я вращался, была настроена приблизительно так же, как мой дед и бабка, поэтому стихи мои были принимаемы и толкуемы с тем смаком, от которого я отпихиваюсь сейчас руками и ногами.

Я вовсе не религиозный человек и не мистик. Я реалист, и если есть что-нибудь туманное ‹во› мне для реалиста, то это романтика, но романтика не старого нежного и дамообожаемого уклада, а самая настоящая земная, которая скорей преследует авантюристические цели в сюжете, чем протухшие настроения о Розах, Крестах  и всякой прочей дребедени.

Поклонникам Блока не следует принимать это за то, что я кощунственно бросаю камень на его могилу.

Я очень люблю и ценю Блока , но ‹на› наших полях он часто глядит как голландец.  Все же другие мистики мне напоминают иезуитов.

Я просил бы читателей относиться ко всем моим Исусам, Божьим Матерям и Миколам, как к сказочному в поэзии.

Отрицать я в себе этого этапа вычеркиванием не могу так же, как и все человечество не может смыть периода двух тысяч лет христианской культуры, но все эти собственные церковные имена нужно так же принимать, как имена, которые для нас стали мифами: Озирис , Оаннес , Зевс , Афродита , Афина  и т. д.

В стихах моих читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование и ту образность, которая указала пути многим и многим молодым поэтам и беллетристам. Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах.

Он живет во мне органически так же, как мои страсти и чувства. Это моя особенность, и этому у меня можно учиться так же, как я могу учиться чему-нибудь другому у других.

1 января 1924

 
© Государственный музей-заповедник С.А. Есенина, 2005-2023.
Все права защищены.
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Музеи России
0+