Государственный музей-заповедник С.А. Есенина
Государственный музей-заповедник С.А. Есенина

История села Константиново

Четыре столетия стоит на высоком берегу реки Оки село Константиново. Первое известное упоминание о нем относится к 1619 году, когда оно находилось в Дворцовом ведомстве. Во времена царя Алексея Михайловича село было пожаловано стольникам братьям Мышецким, которые успешно выполняли дипломатические поручения. Центральную часть населенного пункта в 1700 году Яков Ефимович Мышецкий отдал в приданое дочери Наталье, и владельцем Константинова стал ее супруг Кирилл Алексеевич Нарышкин – один из сподвижников царя Петра I. В 1728 году село перешло во владение сына Нарышкиных – Семена Кирилловича, который был женат на Марии Павловне Балк-Полевой. В 1775 году С.К. Нарышкин завещал село своему племяннику князю Александру Михайловичу Голицыну. На месте деревянного храма А.М. Голицын выстроил каменное здание церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1806 году выкупил вторую часть села у вдовы майорши А.Н. Матовой.

Памятник С.А. Есенину в селе Константиново

 

В 1808 году со смертью А.М. Голицына имение в Константинове по завещанию было передано его внебрачной дочери Екатерине Александровне Де Лициной, в замужестве Долгоруковой. Она продолжает дело своего отца по строительству храма и на свои средства возводит колокольню.

В 1845 году село перешло во владение племянника Е.А. Долгоруковой Александра Дмитриевича Олсуфьева. В 1853 году в наследство вступил его сын, Василий Александрович Олсуфьев. Он постоянно жил в Москве, а делами поместья занимался управляющий.

В 1879 году В.А. Олсуфьев продал константиновское имение купцам из подмосковного города Богородска Сергею, Николаю и Александру Григорьевичам Куприяновым. Владельцы кирпичного завода и ткацкой фабрики построили на месте деревянного дома новое здание дачного типа с цокольным этажом и просторной верандой. По инициативе и при материальной поддержке С.Г. Куприянова в 1879 году в селе была открыта земская школа, которую окончили в свое время отец и сын Есенины.

В 1895 году Куприяновы разорились, и усадьба была продана Ивану Петровичу Кулакову – потомственному почетному гражданину города Москвы. Владел он ею до 1911 года, а после его кончины наследницей стала его дочь Лидия Ивановна, в замужестве Кашина, в гостях у которой Сергей Есенин бывал в 1916-17 годах.

Знаковым событием в жизни константиновских крестьян был царский Манифест от 19 февраля 1861 года, который отменил крепостное право. Уставная грамота была подписана 20 августа 1862 года. Как свидетельствуют документы, крестьяне получили во владение земли 14000 десятин 741 сажень и заплатили за это 72 тысячи 940 рублей 40 копеек. Окончательно свободными землепашцами они стали в мае 1879 года после внесения последнего платежа.

Становление новых рыночных отношений в селе привело к тому, что часть мужского трудоспособного населения стала уходить на заработки в город. Несколько семей с более высоким достатком (Титовы, Хрековы, Кверденевы, Горбуновы) организовали артель, приобрели баржи и стали возить дрова из губерний, где много леса, в Санкт-Петербург. Предприятие на первых порах оказалось прибыльным, это послужило импульсом к формированию зажиточного слоя крестьян, которые начали возводить часовни, украшать храм, покупать новые колокола, приобретать земельные наделы, строить добротные красивые дома.

В конце ХIХ века железные дороги в России стали соединять крупные города, поэтому перевозка дров по воде оказалась экономически невыгодной. В начале ХХ века в затонах случались пожары, которые уничтожали баржи. Все это привело к разорению владельцев. Им пришлось прекратить свою деятельность и сменить род занятий.

Работа в торговых лавках Москвы стала одним из прибыльных видов отхожего промысла. Примером может служить отец С.А. Есенина Александр Никитич, которого в 14-летнем возрасте отправили работать в мясную лавку купца Крылова. Со временем ему довелось стать старшим приказчиком и торговым агентом. При этом его семья осталась проживать в Константинове, да и он сам так и не утратил связи с родиной.

К началу ХХ века окончательно сформировался исторический облик села, особенностью которого была протяженность вдоль береговой линии реки более чем на три километра. «Порядок» – широкая центральная улица и несколько «концов» – переулков, таких как Алексеевка, Потеряевка, а после пожара 1922 года Новый поселок – составляли единое целое. На главной площади села возвышался храм Казанской иконы Божией Матери, стояли дома церковного причта, земская школа, господская усадьба.

Характерная для наших мест крестьянская усадьба состояла из дома, выстроенного из соснового дерева и украшенного резным декором. Размеры жилища определялись достатком хозяев. Состоятельные имели пятистенки и крыши, крытые соломой со слуховым окном. Двор примыкал непосредственно к сеням, отдельно стояли амбар и рига. Земельный надел около дома составлял 40 соток, там были сад и огород. Разделение больших семей привело к тому, что дома для отделившихся хозяев стали возводить на месте сада. Иногда рядом стояли сразу три таких дома.

Крестьянская усадьба родителей С.А. Есенина

 

Пахотные земли делились на три поля, при этом на каждом из них крестьяне имели свои участки. Все это было удобно для трехпольной системы земледелия. Почва была суглинистой, требовала внесения большого количества удобрений, поэтому средний урожай составлял 3-5 пудов ржи и овса с сотки. Случались неурожаи, особенно тяжелыми были 1906-1907 годы, когда приходилось просить помощи от земских учреждений.

Заливные окские луга составляли главное богатство константиновцев, участки имели свои названия: Первая пожень, Тещин язык, Хорошовка, Сапог, Лубянка, Боровое, Дубровка, Дальняя коса и другие. Разнотравье давало много сена, часть его шла на продажу, но в основном оно использовалось в качестве корма для животных. Коров в селе не имели только старики-бобыли. В основном в семьях держали по две коровы. Излишек молока перерабатывали на масло, творог, сметану и продавали скупщикам или на базаре в соседнем селе Кузьминском.

Стала развиваться деревенская торговля, некоторые крестьяне (такие, как братья Есенины – дяди А.Н. Есенина, Гусев, Меркушкин) стали закупать товар оптом в городе Рязани, привозить и продавать в розницу односельчанам. Николай Минаков оказался наиболее успешным в делах, сколотил капитал и выстроил дом из камня по типу городских лавок, где в полуподвальном помещении шла торговля, а жилье располагалось на втором этаже. Дом Минаковых сохранился до наших дней, в нем размещена новая музейная экспозиция мелочной лавки и чайная.

Жители села умели проявить себя не только в привычных крестьянских занятиях, но и ратном деле. Константиновцы, призванные в армию, участвовали в сражениях Русско-японской войны 1904-1905 годов, Первой мировой войны и всех последующих битвах.

Изменение существующего строя в стране началось с отречения от престола царя Николая II и образования Временного правительства. В октябре 1917 года после выстрела крейсера «Авроры» и штурма Зимнего дворца власть перешла в руки большевиков.

Имение в селе Константинове по Декрету советской власти было конфисковано и передано на попечение местных властей. В 1918 году по решению Рязанского уездного исполкома в нем организовали детский дом, просуществовавший до 1923 года. В последующие годы здание использовали как жилье для учителей местной школы, размещали здесь и комбинат бытового обслуживания.

П.М. Шведов. Село Константиново. 1946 г.

П.М. Шведов. Село Константиново. 1946 г.

П.М. Шведов. Село Константиново. 1946 г.

П.М. Шведов. Село Константиново. 1946 г.

1
4

В 1969 году помещение было передано музею, после ремонта через год здесь открылась литературная экспозиция, а в 1995 году в бывшем доме Л.И. Кашиной создан «Музей поэмы С.А. Есенина «Анна Снегина», который действует и поныне.

Музей поэмы С.А. Есенина «Анна Снегина»

 

Жители села Константинова стали колхозниками в 1930 году, когда появилась трудовая артель, а затем в 1950-е годы стали частью колхоза «Имени Ленина» с центром в соседнем селе Кузьминском. В настоящее время колхоз преобразован в ООО «Есенинское», а село Константиново стало местом настоящего паломничества для многочисленных поклонников поэзии Сергея Есенина из нашей страны и зарубежья.

Именно поэтому необходимо максимально сохранить исторический облик села, особенно его центральную часть, разработать регламент застройки, чтобы это уникальное место помогло ощутить колорит русской деревни начала ХХ века, которую воспел в своих стихах Сергей Есенин.