«А кони, кони!» (об одном общем мотиве в произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина)
Астахов В.И.
Творческая активность Александра Сергеевича Пушкина и Сергея Александровича Есенина во многом зависела от их настроения во время совершаемых ими конных прогулок, связанных с их жизнью и творчеством.
Физическое самочувствие во время таких передвижений по просторам хорошо знакомых им мест становилось источником повышенного эмоционального восприятия всего встреченного в пути, обогащало запас жизненных впечатлений, способствовало творческому вдохновению в работе над новыми произведениями.
Удивительно схожи по выражению чувств и мыслей стихотворения «Голубень» С.А. Есенина и «Осень» А.С. Пушкина, произведения, разделенные во времени создания почти столетием.
Стихотворение «Голубень» С.А. Есенин создает в 1917 году в возрасте двадцати двух лет. Тончайшее восприятие картин осенней природы, пробудившее у С.А. Есенина бодрое, умиротворенное, способствующее творческому вдохновению настроение, было навеяно впечатлениями от пребывания в родных местах в Константинове.
А.С. Пушкин также выразил свои чувства и переживания, приведшее его к творческому взлету во время Болдинской осени 1830 года, в стихотворении «Осень», созданном в 1833 году.
Радость общения с природой хорошо знакомых мест всегда сопровождала Александра Сергеевича Пушкина, будь то Михайловское или Болдино.
Как восторженно отозвался А.С. Пушкин об этом возбудителе своего активного творческого состояния.
«Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степь да степь; соседей ни души, езди верхом сколько душе угодно, пиши сколько вздумается. Никто не помешает», - исповедовался поэт в письме к П.А. Плетневу по приезде в 1830 году в Болдино. И это предчувствие творческого вдохновения в Болдине превзошло все его ожидания.
О фатальной привязанности к скитаниям по дорогам отечества, во время которых рождались новые творческие замыслы, А.С. Пушкин с присущей ему иронией писал в стихотворении «Дорожные жалобы», созданном в 1829 году:
Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?
«Сюжеты» стихотворений С.А. Есенина «Голубень» и А.С. Пушкина «Осень» удивительно совпадают. Созвучна и ритмика стиха, в основе которой – амфибрахий. Как С.А. Есенин, так и А.С. Пушкин совершают прогулки на конях в пространствах родных и близких им мест поздней осенью. Поэты сливаются с миром природы, одновременно фиксируя в художественных об¬разах и свое эмоциональное состояние.
А.С. Пушкин поведал читателям через представленные в стихотворении «Осень» близкие его сердцу и душе образы этого времени года, самого плодотворного для его творчества. И самым активным фактором в поэтическом восприятии осени для него явились конные прогулки на лоне природы:
Ведут ко мне коня; в раздолий открытом,
Махая гривою, он всадника несет,
И звонко под его блистающим копытом
Звенит промерзлый дол и трескается лед.
Итогом этой прогулки является творческий взлет вдохновения – очередного счастливого мгновения в жизни поэта.
Но гаснет краткий день, и в камельке забытом
Огонь опять горит, - то яркий свет льет,
То тлеет медленно, - а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю
И забываю мир - и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображением,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волнением,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне
Излиться на конец свободным проявлением -
Й тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давшие, плоды мечты моей
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
Аналогичное пушкинскому творческое состояние испытывает многие десятилетия спустя С.А. Есенин, воссоздавая мир красок, запахов и звуков в стихотворении «Голубень».
Но в изобразительном арсенале С.А. Есенина в этом стихотворении в отличие от изобразительных средств у А.С. Пушкина, представленных в стихотворении «Осень», преобладают метафорические образы:
В прозрачном холоде заголубели долы
Осенним холодом расцвечены надежды
Молочный дым качает села.
Но ветра нет. Есть только легкий звон.
Динамика образа в этих есенинских строках передается в метафорах, представленных сочетаниями существительных с метафорическими эпитетами – прилагательными и глаголами.
Слитые воедино мотивы поэтического вдохновения и радости общения с природой находят органическое завершение в образе пути, открытого труду и творчеству.
В дорогу дальнюю, не к битве, не к покою,
Влекут меня незримые следы,
Погаснет день, мелькну в пятой златою,
И в короб лет улягутся труды.