Исповедальные мотивы в творчестве С.А. Есенина
Кирьянова Т.Ю.
Удивительную искренность стихов Сергея Александровича Есенина отмечают многие читатели и исследователи творчества поэта. Особенно откровенны стихи последних лет его жизни. Их откровенность очень близка к исповедальности. С беспощадностью к самому себе, к своим ошибкам, сделанным на пройденном пути, полном внутренних трагедий, поэт готов поведать читателю все самое сокровенное, все глубинные движения собственной души. Самый строгий суд для Есенина — суд собственной совести, перед которым поэт ничего не может и не хочет скрывать.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) так писал о совести: «Совесть — чувство духа человеческого, тонкое, светлое, различающее добро от зла. Всякий грех, не очищенный покаянием, оставляет вредное впечатление на совести»[1].
Сергей Есенин должен был хорошо понимать это, так как с младенческих лет был воспитан в православной вере, а в период обучения в Константиновской, и особенно в Спас-Клепиковской второклассной учительской школе, сознательно принимал участие в богослужениях. Ученики этой школы помогали священнослужителям при ведении службы, пели в церковном хоре, читали Псалтирь, регулярно ходили на исповедь.
Учитывая обстоятельства воспитания Сергея Есенина, очевидно, что понятие греха и ответственности за содеянное перед Всевышним и собственной совестью было не только преподано поэту в догматической форме, но и прочно вошло в его сознание.
Известно, что исповедь как таинство требует от человека полного раскаяния. Лишь при этом условии кающийся может получить прощение. Стихи Есенина, скорее, не надежда на прощение, его поэтическая исповедь прежде всего — «искреннее и полное сознание, объяснение убеждений своих, помыслов и дел» (В.И. Даль) [2]. Но исповедальные стихи поэта в то же время и покаянные, и в них часто звучит по отношению к самому себе и сожаление, и осуждение.
Исповедальные мотивы впервые встречаются у Есенина в юношеском стихотворении (во многом еще очень несовершенном) «Вьюга на 26 апреля 1912 года». Поэт так обращается к вьюге:
Прочь уходи поскорее,
Дай мне забыться немного,
Или не слышишь — я плачу,
Каюсь в грехах перед Богом?
Дай мне с горячей молитвой
Слиться душою и силой.
Весь я истратился духом,
Скоро сокроюсь могилой...
(IV, С. 28)
Конечно, юный поэт пока выражает свои чувства общими покаянными фразами, но на себя обращает наше внимание строка: «...весь я истратился духом...». Безусловно, здесь он говорит о духе как о стремлении внутреннего «Я» к небесному, о том, что отличает дух от души, человека духовного от человека душевного. «Истраченный дух» в юношеском стихотворении всего лишь образ, но как человек, воспитанный в православной вере, Есенин хорошо представлял себе разницу между духом и душой, и его образ не случаен. К концу жизни Сергей Есенин попытается развить в себе духовную личность в христианском понимании и отразит свои переживания в поразительно искренних стихах. Действительно, как сказал поэт в стихотворении «Мой путь» (1925), «озорливая душа уже по-зрелому запела» (II, С. 165).
С особой тщательностью Есенин занят самоанализом в лирике 20-х гг. Позади смятение и эйфория революционного времени, и в последние годы своей жизни, по мнению проф. О.Е. Вороновой, «в нем (Есенине) происходило, возрастание «духовного» человека, «ясновидец» побеждал «хулигана» [3]. И этот «ясновидец», этот новый духовный человек, глубоко проникший в собственную душу, в собственные страсти и пороки, исповедуется читателю в своих стихах.
Преподобный Амвросий Оптинский так отвечал на вопрос «Что значит искренно исповедоваться?»; «Ничего не скрывать, говорить прямо, не округлять»[4].
Сергей Есенин, действительно, ничего не округлял.
Вот как, например, поэт описывает один из пороков лирического героя (а с героем часто идентифицируется и сам автор) в стихотворении 1922 г. «Да! Теперь решено. Без возврата...»:
А когда ночью светит месяц,
Когда светит... черт знает как!
Я иду, головою свесясь,
Переулком в знакомый кабак.
Шум и гам в этом логове жутком,
Но всю ночь напролет, до зари,
Я читаю стихи проституткам
И с бандитами жарю спирт.
(I, С. 167—168).
Кабак — постоянное пристанище героя — назван «логовом жутким», напоминающим чем-то ад, и направляется туда герой, не смея поднять глаз от стыда, «головою свесясь». Пьянство — один из тяжких грехов. И сам герой, признавая за собой покорность своей страсти, говорит о себе как о «пропащем», приравнивая себя к бандитам и проституткам (разбойникам и блудницам).
В других стихах 1920-х гг. поэт с еще большей разоблачающей силой бичует свою приверженность к кабаку:
Не вчера ли я молодость пропил?..
[«Вечер черные брови насопил...» (I, С. 199)].
Бесконечные пьяные ночи
И в разгуле тоска не впервь!..
[«Я усталым таким еще не был...» (I, С. 181)].
Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду...
[«Несказанное, синее, нежное...» (I, С. 216)].
В стихотворении «Письмо от матери» (1924) он сам задает себе вопрос:
Ужель нет выхода
В моем пути заветном?..
(II, С. 129).
Лирический герой (да и сам поэт) не только констатирует факты, но и пытается анализировать причины своего порока. И тут делает выводы о том, что страсти человеческие взаимосвязаны. Покорность какой-либо одной страсти незаметно влечет за собой стремление к другой. Грех порождает грех.
Много женщин меня любило,
Да и сам я любил не одну,
Не от этого ль темная сила
Приучила меня к вину...
[«Я усталым таким еще не был...» (I, С. 181)].
В числе причин соблазна поэт верно называет «темную силу», но не склонен прощать и собственных заблуждений:
Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть...
[«Мы теперь уходим понемногу...» (I, С. 201)]
В 1925 г. Есениным было написано стихотворение «Может, поздно, может, слишком рано...». В нем он с сожалением отмечает свое полное подчинение пороку нехранения чувств и ощущает себя в плену страстей, из которого, как ему кажется, уже нет выхода. Поэт не понимает, как это произошло совершенно незаметно для него самого.
Что случилось? Что со мною сталось?
Каждый день я у других колен.
Каждый день к себе теряю жалость,
Не смиряясь с горечью измен.
Я всегда хотел, чтоб сердце меньше
Билось в чувствах нежных и простых,
Что ж ищу в очах я этих женщин —
Легкодумных, лживых и пустых?..
(IV, С. 240).
В этом же стихотворении поэт делает вывод, как бы подводящий итог всей его жизни:
За свободу в чувствах есть расплата...
(IV, С. 241).
В другом стихотворении этого же года выражено очень схожее с предыдущим суждение:
Если тронуть страсти в человеке, То, конечно, правды не найдешь... [«Кто я? Что я? Только лишь мечтатель...» (IV, С. 242)].
Вероятно, тут будет уместно опять вспомнить слова святителя Игнатия: «Действует в глазах плотское ощущение, а в душе стыд, в котором совокупление всех греховных ощущений: и гордости, и нечистоты, и печали, и уныния, и отчаяния!» [5]
Использование в стихах 1920-х гг. Есениным слов «плоть», «страсть», «чувственность», «душа», «расплата», «утративший» (или «утрачено», «утраченная») и т. п. ясно говорит о том, что поэт постоянно рефлектирует и перед лицом своей совести не стремится оправдать себя, а пытается найти выход из жизненного тупика Есенин беспощаден к себе. Прожитая жизнь представляется ему непрерывной цепью ошибок. Его стихи полны выражений сожаления, печали, уныния, самоосуждения:
Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду...
[«Несказанное, синее, нежное…» (I, С. 216)]
Уж давно глаза мои остыли
На любви, на картах и вине...
[«Сочинитель бедный, это ты ли…» (I, С. 286)].
Думы мои, думы! Боль в висках и темени.
Промотал я молодость без поры, без времени
[«Песня» (I, С. 217)].
Временами как бы со стороны поэт смотрит на самого себя будто кто-то другой дает очень нелицеприятную оценку его поступкам:
И, утратив скромность, одуревши в доску
Как жену чужую, обнимал березку.
[«Клен ты мой опавший, клен заледенелый» (IV, С. 233)].
И хотя в душе поэта еще держится смутная надежда на то, что он сможет изменить себя, что в нем еще осталось что-то от прежней чистоты:
Еще как будто берегу
В душе утраченную юность...
[«Какая ночь! Я не могу…» (IV, С. 234)],
но тоска и уныние так и не оставляют его и по временам очень близки к отчаянию. Не оттого ли в его стихотворениях 1920-х годов не раз встречаются слова «не жалею» и «не желаю»? Видимо, недаром еще в 1923 г. Есенин написал:
Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог, Так много сделано ошибок...
[«Мне грустно на тебя смотреть.. » (I, С. 195)].
Не оправдались и надежды на земную славу, которой когда-то так жаждал юный поэт, и теперь остается только смириться с последствиями былой гордости и тщеславия:
Честь моя за песню продана...
Пусть вся жизнь моя за песню продана...
[«Голубая да веселая страна...» (I, С. 275, 276)].
И отказ от традиций предков, их образа жизни и мировоззрения тоже оборачивается трагедией для Есенина. С нескрываемым презрением к себе он говорит об этом в стихотворении «Метель» (1924):
Но я забыл,
Что сам я петухом
Орал вовсю
Перед рассветом края,
Отцовские заветы попирая,
Волнуясь сердцем
И стихом...
(II, С. 149).
Но, пожалуй, самым серьезным своим грехом поэт считал «неверие в благодать» (I, С. 186). Действительно, тяжкий грех — сомнение в Божественных истинах, маловерие, а тем паче неверие, которое определяется Православной церковью как смертный грех. Есенин чистосердечен в своих признаниях, и в отличие от удали революционных лет его «веселый свист» означает только горечь отсутствия веры и надежду хотя бы умереть под иконами.
Как видим, поэт в своей исповеди откровенно признавался в своих пороках, но... «...что значит покаяться? Разве только перечислить свои грехи и сказать — грешен? Нет! Для покаяния этого слишком мало. Покаяться — это значит переменить грешные мысли и чувства, исправиться, стать другим. Хорошо сознать свои грехи, почувствовать тяжесть грехопадения. Но взамен оскверненной жизни, изглаживаемой Господом Иисусом Христом в покаянии, нужно начать создавать новую жизнь, жизнь по духу Христову. Необходимо возрастание, духовное восхождение от «силы в силу», как бы по ступеням лестницы» [6]. Это слова современного духовного писателя архимандрита Иоанна (Крестьянкина).
Но у Сергея Есенина не хватило сил продолжать духовное восхождение. Он словно смирился со своей «пропащей» жизнью и уже потерял надежду на спасение. В его стихах, особенно последнего года жизни, нередко слышно разочарование и в прошлом, и в настоящем:
Все мы обмануты счастьем...
[«Глупое сердце, не бейся!..» (I, С. 273)].
Жизнь — обман с чарующей тоскою...
[«Жизнь — обман с чарующей тоскою...» (I, С. 239)],
растерянность перед тем, как жить дальше:
Я не знаю, как мне жизнь прожить...
[«Руки милой — пара лебедей...» (I, С. 269)]
На кой мне черт, Что я поэт!..
И без меня в достатке дряни...
[«Мой путь» (II, С. 162)],
отчаянное желание жить, не задумываясь ни о чем:
На земле живут лишь раз!
[«Ну, целуй меня, целуй...» (I, С. 222)].
Жить нужно легче, жить нужно проще...
[«Свищет ветер, серебряный ветер...» (I, С. 290)].
Покаявшись, поэт оказался перед выбором: или изменить свое отношение к жизни, или навсегда отчаяться. И он остановился на том, что «в этой жизни умирать не ново, / Но и жить, конечно, не новей» (IV, С. 244).
Во многом прав проф. М.М. Дунаев: «В слишком соблазнительное время попал Есенин со своей неокрепшей душевностью — и оно сломило его» [7]. Но нельзя не согласиться и с В. Ф. Ходасевичем: «Прекрасно и благородно в Есенине то, что он был бесконечно правдив в своем творчестве и перед своею совестью, что во всем доходил до конца, что не побоялся сознать ошибки, приняв на себя и то, на что соблазняли его другие...» [8]
Примечания
- Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Аскетические опыты. М., 1993, репринт. Т. 1. С. 367
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Современное написание: В 4 т. М.: АСТ; Астрель, 2001. Т. 2. С. 84
- Воронова О.Е. Сергей Есенин и русская духовная культура. Рязань. 2002. С. 413.
- Душеполезные поучения преподобного Амвросия Оптинского. Издание Введенской Оптиной пустыни, 2002. С. 126.
- Брянчанинов И. Аскетические опыты: Сочинения. М, 1993. Т. 1. С. 168
- Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Проповеди. Московское подворье Псково-Печерского монастыря, 1995. С. 311—312
- Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII—XX веках. М.: Издательский совет Русской православной церкви, 2003. С. 738
- Ходасевич Вл. Есенин // Русское зарубежье о Есенине: Воспоминания, эссе, очерки, рецензии: В 2 т. // Вступ. ст., сост. и коммент. Н.И. Шубниковой-Гусевой. М., 1993. Т. 1.С. 70