«Эта улица мне знакома…» Из истории сохранения природного ландшафта Государственного музея-заповедника С.А. Есенина
Титова В.С.
Государственный музей-заповедник С.А. Есенина, как часть ландшафта, является сферой «исторического времени, воспоминаний и поэтических ассоциаций». По мнению академика Д.С. Лихачева, «мемориальное значение садов и парков не только в том, что они объясняют и комментируют, но и в том, что они особым образом настраивают посетителей на особое восприятие садово-паркового искусства в свете тех поэтических наследий, которыми они окружены».
В 1979 году институтом «Спецпроектреставрация» разработан генплан мемориализации музея С.А. Есенина в селе Константинове. В основу проекта положен принцип восстановления исторического облика села на период начала XIX века с сохранением элементов планировки, застройки и ландшафта.
В 1981-1982 годах московским институтом «Леспроект» совместное работниками музея С.А. Есенина велись проектные работы по восстановлению мемориального облика части села Константинова. Цель работ — создание проекта организации паркового хозяйства литературно-мемориального музея на основе восстановления мемориального сада дома-музея С. А. Есенина и бывшей усадьбы Л.И. Кашиной.
Как известно, наиболее полное воссоздание реальной обстановки на памятном месте требует, чтобы природные компоненты парка соответствовали по виду на период мемориализации. Определяющими составными характеризующими мемориальный облик ландшафта, остаются рельеф планировки, расположение и внешний вид построек, зданий, водоемы и насаждения.
Генпланом развития музея-заповедника была определена зона исторической планировки начала XX века. Это усадьбы Есениных, Кашиной, константиновское подгорье и территория церкви. Наиболее ценные исторические сооружения мемориального музея — дом, где вырос поэт, амбар, восстановленные изба-времянка, рига. В основу восстановления мемориального характера ландшафта положен богатый иллюстративный, мемуарный и исследовательский материал.
Возле дома, где жил С.А. Есенин во время своих приездов в село и работал над многими своими произведениями, был небольшой огород и сад, где посадили вишни, яблони, построили амбар и ригу, сделали плетень. Рисунок усадьбы, выполненный сестрами поэта, показывает, что почти весь огород был занят картошкой, клевером, а вдоль плетня с западной и восточной стороны шла узкая полоска из вишен. Мемориальных деревьев очень мало, всего 7 штук. Об остатке яблоневого сада у избы-времянки напоминала яблоня, посаженная отцом С. А. Есенина в 1921 году.
Мы очень бережно относимся к мемориальным деревьям: постоянно проводим лечение ран и трещин. Но к сожалению, старая яблоня была в таком состоянии, что ее мы вынуждены были спилить. Территория мемориального сада восстанавливалась с помощью односельчан. Огромную помощь в восстановлении прежнего облика усадьбы музея оказали Д.А. Воробьев, П.В. Вавилов, Н.А. Дорожкин. В 1965-1967 годах они приняли участие в восстановлении плетневой ограды сада, риги, соломенной кровли избы.
Дом Л.И. Кашиной — одно из немногих строений, сохранившихся в селе со времени Есенина и дорого нам тем, что с ним связаны яркие страницы жизни и творчества поэта. Легкая ажурная веранда с деревянной резьбой, мезонин — самое характерное во внешнем облике дома, который воскрешает в памяти поэтические образы поэмы «Анна Снегина». В 1969 году после проведения ремонтно-реставрационных работ в доме разместилась литературная экспозиция «Жизнь и творчество С. А. Есенина», а в 1995 году открылась экспозиция Музея поэмы «Анна Снегина».
С 1918 по 1968 годы в доме размещались различные учреждения: амбулатория, детский дом, комбинат бытового обслуживания. За это время были утрачены балкончик, веранда, опоясывающая дом с северной стороны. Эти утраты изменили первоначальный облик дома. Сын Л.И. Кашиной передал музею С.А. Есенина фотографии, зафиксировавшие внешний вид дома времени С.А. Есенина. В 1969 году Рязанской специальной научно-реставрационной производственной мастерской были проведены ремонтно-реставрационные работы по дому Л. И. Кашиной. Дом был реставрирован по фотографиям, воспоминаниям сестер поэта, константиновцев.
Центральная часть усадьбы представляет собой территорию дома с клумбой. Из воспоминаний Г.Н. Кашина (сына владелицы усадьбы) можно заключить, что усадьба была небольшой и занимала примерно 12 десятин. Вся территория была огорожена бревенчатым забором, вдоль которого росли деревья.
Въездов в усадьбе было три. Парадный въезд и выезд в хозяйственную зону усадьбы располагались со стороны села. Третий был от Оки с дороги, которая вела к перевозу. В церковь ходили через специальную калитку.
Между домом и церковью была расположена парковая часть усадьбы.
От парадных ворот к дому шла аллея, с одной стороны которой росли сосны и старые березы, а с другой были посажены вишни и астры. Вдоль забора напротив дома росли плакучие березы. На центральной круглой клумбе росли кусты белых роз («Царица севера»). Справа от нее были устроены клумбы в виде полумесяца из резеды и маргариток. Сзади шла рабатка из георгинов и цветного горошка.
Из беседы с Г. Н. Кашиным, которая состоялась в Москве 14 февраля 1982 года, были уточнены некоторые планировочные элементы парка и состав насаждений. Например, выяснилось, что у дома росли 4 сосны, а перед оканами — груша.
Большую помощь в определении ландшафтного облика усадьбы Кашиной и территории церкви оказала А. А. Соколова — учительница села, проживавшая в господском доме в 1918 году.
В архиве музея сохранился рисунок Соколовой с планом усадьбы, а из беседы, которая состоялась в ноябре 1981 года в селе Константинове, выяснилось, что вокруг котлована росли сосны лет шестидесяти-семидесяти, церковь была отделена изгородью кирпично-железной, в юго-западном углу был пруд за колокольней — зеленое «чистое» место, где стояла часовня и собиралась молодежь. Восстановлены изгородь и часовня.
А. А. Есенина в книге «Родное и близкое» вспоминала: «Белый дом утопал в зелени. На сравнительно маленьком участке разместились липовые аллеи, фруктовые сады. Дух захватывало при виде огромных кустов расцветшей сирени и жасмина, окружающих барский дом, дорожек, посыпанных чистым желтым песком».
К сожалению, на территории бывшей усадьбы Л.И. Кашиной мемориальных деревьев почти не сохранилось. В Великую Отечественную войну деревья использовались для отопления детского дома. Деревьев с момента закладки парка «Усадьбы Кашиной» не сохранилось, так как уже при жизни помещицы «липы были старые, дуплистые, с подростом». (Воспоминания Г.Н. Кашина). Ведущей породой является береза бородавчатая, из хвойных — ель обыкновенная.