«А начиналось это так…» Из истории Государственного музея-заповедника С.А. Есенина
Астахов В.И.
Вот уже свыше четверти века в селе Константинове для многочисленных посетителей распахнуты двери музея Сергея Александровича Есенина.
Открытый по распоряжению Совета Министров РСФСР 2 октября 1965 г. как мемориальный Дом-музей С.А. Есенина — в то время филиал Рязанского областного краеведческого музея, за это время он превратился в крупный музейный комплекс. Постепенно выявлялись есенинские памятные места, строения, связанные с жизнью и творчеством великого поэта России, на его родине и в г. Спас-Клепики.
В марте 1984 года сформировавшийся музейный комплекс в Константинове в составе крестьянской усадьбы Есениных, бывшей барской усадьбы с усадебным домом и парком, принадлежавшим до весны 1918 года адресату лирики поэта, помещице Лидии Ивановне Кашиной, с Казанской церковью, с сельской площадью, со зданием бывшей второклассной учительской школы в г. Спас-Клепики и окружающей природной и архитектурной средой по решению Совета Министров РСФСР стал Государственным музеем-заповедником С. А. Есенина.
Главная задача его деятельности — сохранение и восстановление наиболее значительных мемориальных построек времени жизни поэта, сохранение сложившейся архитектурной среды и природного ландшафта в окрестностях села Константинова и города Спас-Клепики, создание новых литературно-мемориальных экспозиций, комплектование его фондов.
А начиналось это так.
До открытия мемориального Дома-музея С. А. Есенина, приуроченного к 70-летию со дня рождения великого поэта России — 3 октября 1965 года, оставалось меньше двух месяцев. За это короткое время в селе Константинове нужно было восстановить, вернее положить начало воссоздания исторического облика крестьянской усадьбы Есениных с народными постройками, бытовой обстановкой в родительском доме и садом.
К этому времени вышло распоряжение правительства РСФСР об открытии мемориального Дома-музея С.А. Есенина в Константинове. Было утверждено штатное расписание музея, состоящее всего из двух единиц: заведующего филиалом и музейного смотрителя.
Этому решению предшествовал длительный период формирования общественного мнения об увековечении в памяти народа его великого певца, справедливой оценки его творческого наследия, его роли в духовной и культурной жизни страны.
Сюда, в Константиново, сразу же после смерти Сергея Александровича Есенина добирались — чаще всего пешком — поклонники его творчества. Мать поэта Татьяна Федоровна Есенина, а затем сестры поэта Александра Александровна и Екатерина Александровна, библиотекарь Мария Дмитриевна Воробьева в есенинском доме встречали многочисленных гостей. Тут в заведенных тетрадях для отзывов появились тысячи записей с пожеланиями открыть в Константинове музей поэта.
И вот в середине августа 1965 года в село Константиново прибыла комиссия по подготовке к открытию мемориального Дома-музея С. А. Есенина. В числе приехавших в Константиново были Екатерина Александровна и Александра Александровна Есенины, писатель-литературовед Юрий Львович Прокушев, ранее убедивший руководство Рязанской области ходатайствовать в правительстве РСФСР об открытии музея, скульптор Александр Павлович Кибальников, директор Рязанского областного краеведческого музея Галина Михайловна Яцутина, главный инженер Рязанской специальной научно-реставрационной производственной мастерской Василий Иванович Фролов, главный архитектор города Рязани Николай Иванович Сидоркин, поэт Владимир Цыбин, заместитель начальника управления музеями Министерства культуры РСФСР Маргарита Андреевна Каинова, специалисты музейного дела из Московского государственного литературного музея Татьяна Николаевна Конопацкая, Николай Мостаков.
Сестры поэта подробно рассказали, как выглядела несохранившаяся на родительской усадьбе избушка под соломенной крышей, поставленная как временное жилье сразу же после пожара, случившегося в Константинове в августе 1922 года.
Особое внимание они обратили на сохранившийся со времени жизни поэта амбарчик, поставленный еще в 1913 году, под крышей которого поэтом было создано несколько известных стихотворений, в том числе «Возвращение на родину», «Каждый труд благослови, удача!»
Рассказали о трагической судьбе знаменитого сада: яблони и вишни вымерзли суровой зимой 1939-1940 годов.
Указали места, где росли клен, вербы, липы, какую часть усадьбы в окружении сада занимали под посадку картофеля. Они подтвердили, что могучие ветлы у дома были и при жизни брата, а молодые липы у входа в амбар — это побеги от пней спиленных деревьев, а стоящий перед домом высокий стройный тополь был посажен самим поэтом в конце мая 1924 года.
С особой теплотой они вспомнили, что единственную сохранившуюся яблоню на усадьбе посадил их отец Александр Никитич в 1921 году.
Сестры посоветовали восстановить к открытию музея деревья на усадьбе, вишневый сад, а также избушку-времянку, поставленную после пожара в 1922 году. Посоветовали для ее воссоздания использовать один из сохранившихся в селе Кузьминском больших деревянных амбаров, что было и сделано уже в сентябре 1965 года.
Архитектор Н.И. Сидоркин зафиксировал тут же на чертеже расположение всех мемориальных строений и деревьев на усадьбе Есениных, ставшей мемориальной музейной территорией.
В доме родителей С.А. Есенина в этом время размещалась выставка на тему «Жизнь и творчество С.А. Есенина», выполненная Ленинградским Пушкинским домом (Академия наук). Над подготовкой выставки в свое время работала кандидат филологических наук Наталья Ивановна Хомчук. Стенды выставки были закреплены в доме на стенах. Было принято решение прежде всего снять со стен сухую штукатурку, открыв бревенчатые стены во всех помещениях дома. В передней, в горнице, в спальне матери поэта Татьяны Федоровны и на кухне было намечено воссоздать обстановку быта семьи поэта, соответствующую времени пребывания его в этом доме, а новую выставку, посвященную жизни и творчеству, развернуть в сенях. В это время часть предметов обихода хранилась на чердаке дома и во дворе.
Затем нужно было выяснить все, что связано с жизнью и творчеством поэта в селе Константинове. Нам было известно из сообщений Екатерины Александровны Есениной, что в находящемся неподалеку усадебном доме Лидии Ивановны Кашиной, последней константиновской помещицы, бывал неоднократно С. А. Есенин. В нем располагался комбинат бытового обслуживания со швейной мастерской, парикмахерской, сапожной мастерской. Внешне дом выглядел обшарпанным, даже уродливым из-за уничтоженной веранды с северной стороны, утраты балкона. Комнаты внутри дома были перепланированы под производственные площади. Не сохранилось мебели. История этого дома была белым пятном. Мало что было известно о судьбе хозяйки дома, ее семьи.
Когда члены комиссии подошли к дому, было высказано предложение о возможности открытия в нем музея С. А. Есенина, но старшая сестра поэта Екатерина Александровна высказалась против. Она предложила для литературного музея построить специальное здание.
Территория бывшей барской усадьбы также была обезображена. На месте вырубленного во время Великой Отечественной войны парка стояли кирпичные скотные дворы и другие хозяйственные строения. Особенно удручающее впечатление на всех нас произвело полуразрушенное здание церкви Казанской Божьей Матери прямо напротив дома Есениных: колокольня была снесена, стены трапезной сверху метра на полтора были разобраны. И на этом уровне на скорую руку была сооружена шиферная кровля, так как в этой части сортировали картофель, а в алтаре хранилось зерно. Настенная роспись сохранилась только в верхней части алтаря. К церкви примыкали строения — гараж для тракторов и другой техники с уродливым нагромождением вокруг него металлолома, большая весовая, куда прибывали друг за другом автомашины для взвешивания овощей, зерна. На месте колокольни размещался склад горюче-смазочных материалов. Конечно, трудно сразу было сориентироваться в таком захламленном окружении территории рядом с усадьбой Есениных. Было решено ограничиться созданием музея на усадьбе Есениных.
И вот после такой предварительной основательной подготовки началась конкретная работа по созданию в очень короткие сроки мемориального музея С. А. Есенина.
Старенький автоклуб Рязанского краеведческого музея был отдан в наше распоряжение. От темна и до темна носились мы на нем по проселочным дорогам Рыбновского района, в Москву и в город Сходня на дачу к Екатерине Александровне. В течение нескольких дней в Рязани были отремонтированы венские стулья, настенные часы в деревянном футляре, икона Казанской Божьей Матери, сундучки, зеркало, большой ведерный самовар, дубовый стол с резными деревянными ножками, воссоздали посудный шкаф, нашли деревянные кровати, бытовавшие в Константинове Из Ленинграда, из Пушкинского Дома привезли знаменитую лампу с зеленым фарфоровым абажуром, при свете которой работал поэт в родительском доме. 2-го октября 1965 года первые тысячи посетителей переступили порог золотой бревенчатой избы, чтобы почувствовать теплоту, сердечность есенинских образов.
Первых экскурсантов: поэта Александра Прокофьева, Николая Рылен-кова, Юлию Друнину, Кайсына Кулиева, Алексея Маркова, Станислава Куняева, писателя Юрия Прокушева и других радушно встретили сестры поэта Екатерина Александровна и Александра Александровна.
В тот день на родине поэта состоялся настоящий большой праздник поэзии.